Производство соли — выгодный бизнес?

 

Часто начинающие предприниматели, задумываясь о том, бизнес какого направления открыть, не обращают никакого внимания на, казалось бы, совершенно очевидные отрасли, в частности, переработку полезных ископаемых и т.п.

При этом многие являются жертвой стереотипа, что разработка и переработка полезных ископаемых – прерогатива государственных предприятий или же крупных корпораций. Но это далеко не так. Хотя крупных организаций и тем более государства, конечно больше финансовых, административных и других возможностей разрабатывать месторождения, некоторые полезные ископаемые, а в частности поваренная соль, могут добываться силами небольших предприятий.

И даже если нет возможности заняться именно добычей соли, то уж переработкой и последующей реализацией вполне по силам и начинающему бизнесмену.

Единственное ограничение бизнеса по производству поваренной соли – географическое. Как известно, большинство соляных залежей в России находятся в поволжском регионе, соответственно и предприятие следует открывать именно там – это поможет избежать ненужных транспортных расходов: соль, как известно, является самой дешевой (после воды) пищевой добавкой, поэтому любой перерасход, закладываемый в ее себестоимость может в какой-то момент сделать ее нерентабельной.

На самом деле, соляной рынок крайне чувствителен к любым колебаниям цены, например, на бензин или электроэнергию: по большому счету, цена соли – это сумма затрат на ее добычу и расфасовку, а стоимость сырья можно считать нулевой (материальные затраты как таковые отсутствуют, есть лишь затраты на добычу галита – минерала каменной соли).

Кроме разработки галитовых залежей иногда практикуется альтернативный способ производства поваренной соли – выпаривание из соленой воды, например, морской, или воды засолившихся или намеренно иссушенных водоемов – прудов и озер. Однако он становится рентабельным только при больших объемах производства и наличии достаточного количества вышеуказанных водоемов.

Однако, несмотря на кажущуюся трудность в отслеживании и регулировании себестоимости, существует она по большей части в описаниях – грамотно продуманный и умело руководимый бизнес по производству соли не требует практически никакого вмешательства: соль является не просто ходовым или ликвидным, а практически идеальным товаром, обладающим стабильно высоким спросом и практически неограниченным рынком сбыта, способным поглотить любое выпускаемое количество продукции.

Кроме того, эта продукция не портится и официально обладает бесконечным сроком хранения.

Рентабельность производства поваренной соли может показаться невысокой, в первую очередь из-за ее цены, однако это – ложное чувство: такой бизнес окупит любые вложения за самый короткий срок.

Несмотря на кажущуюся простоту – собственно каменная соль добывается в практически чистом виде – производство поваренной соли требует определенного набора грамотно смонтированного и настроенного оборудования, от правильно работы которого зависит качество получаемой продукции и, в конечном итоге, прибыльность предприятия в целом.

Рассмотрим два варианта оборудования с аналогичными показателями: затратами сырья 1100-1150 кг на тонну продукта; расходом воды 90-150 л на тонну продукта; энергопотреблением в 20-30 кВт/ч на тонну продукта; расходом топлива (уголь, газ, дизель) в 10 кг на тонну продукции и персоналом 2-5 человек.

Обе линии изготовлены в Китае разными производителями и отличаются, кроме цены – 1600000 юаней (около 7,77 млн руб.) в первом случае и 2300000 юаней (около 11,17 млн руб.) – во втором – ассортиментом выпускаемой продукции: первая линия выпускает крупную пищевую соль, а вторая как крупную так и мелкую (т.н. «экстра») йодированную или же без добавления йода – т.е. всего 4 вида: крупная йодированная, крупная без добавления йода, мелкая йодированная и мелкая без добавления йода.

Как известно, никакой минерал не встречается в чистом виде. Галит не является исключением: посторонние включения в виде земли, песка, камней, металлических частей и т.п. – обычное для него явление.

Поэтому сырая соль, поступая на перерабатывающее предприятие, проходит несколько этапов очистки: две мойки различного типа устройствами с последующим дроблением (для крупной соли – одна) и две – без дробления (для крупной соли – одна).

Практически все перспективы развития соляного производства являются перспективами линейного расширения объема выпускаемой продукции. Но на самом деле, это не все.

Во-первых, сейчас наблюдается (в России пока слабо) небольшой рыночный тренд – т.н. «соль с пониженным содержанием натрия» (англ. low sodium salt ). Большинство этих продуктов является смесью хлорида натрия с хлоридами калия или магния. Возможен запуск такого производства.

Еще одним перспективным направлением является параллельный запуск химического производства: поваренная соль используется также и для получения соды, хлора, соляной кислоты, гидроксида натрия и металлического натрия.

Кроме того, если в вашем месторождении присутствует не только галит, но и сильвинит, то возможно несколько дооборудовать производство, оснастив основную линию вспомогательной: сильвинит сырье для получения хлорида калия, который применяется как сельскохозяйственное удобрение.

 

Добавить комментарий