SMM-менеджер: Что это за специальность и как им стать?

 

SMM-менеджер — профессия 21 века. Из-за ее очевидной молодости, до сих пор далеко не все представляют, на что способен специалист с таким названием и какие требования можно к нему предъявлять. Предлагаем во всем разобраться.

SMM-менеджер: кто это такой и каким им стать?

SMM-менеджер, кто ты такой?

Главная задача SMM-менеджера заключается в продвижении товаров или услуг в сети Интернет. Для этого существует целый комплекс мер.

Некоторые полагают, что обязанности SMM-менеджера сводятся к наполнению сайтов контентом и настройке рекламы. Однако это слишком узкое понимание профессии. Хороший специалист — это, в первую очередь, стратег, который способен спланировать комплексное продвижение товара или услуги. Контент и интернет-реклама в данном случае будут лишь одними из многих инструментов, которыми он воспользуется, чтобы получить результат.

Узкое понимание специфики работы менеджера по SMM приводит к тому, что многие компании упускают выгоду. По статистике, 79% российских производителей товаров или работников сферы услуг пытаются заниматься продвижением в Сети. Однако в 95% случаях делают это не профессионально. Чаще всего охват интернет-аудитории поручают либо своему наспех обученному работнику либо неправильно формируют задачи для профессионалов.

SMM-менеджер: кто это такой и каким им стать?

В итоге компании действительно обзаводятся страничками в социальных сетях и даже привлекают на них какую-то аудиторию,не догадываясь, что используют данный ресурс менее чем на треть его мощности.

Однако тенденция такова, что рынок SMM-услуг становится все более профессиональным. Количество компаний в соцсетях растет, повышается понимание того, какие возможности они открывают. Закономерно, что вслед за этим приходит и осознание того, что человек, способный привлечь огромную аудиторию потенциальных клиентов, не может “стоить” компании дешево.

В итоге квалифицированные специалисты SMM с каждым годом становятся все более востребованными. Но проблема заключается в том, что кадровый резерв растет гораздо медленнее, чем спрос на услуги продвижения в социальных сетях.

Что входит в обязанности SMM-менеджера

Четкое определение обязанностей SMM-менеджера поможет избежать недопониманий. Вот что он должен:

  • создать и вести странички в соцсетях, своевременно наполняя их качественным интересным контентом;
  • разрабатывать стратегию продвижения продукта, создавать медиа и контент-планы;
  • продвигать товар или услугу в социальных сетях;
  • разрабатывать креативные спецпректы и конкурсы;
  • готовить отчеты по аккаунтам и продвижению;
  • анализировать активность конкурентов в социальных сетях;
  • подбирать исполнителей и контролировать их работу;
  • мониторить и анализировать информационное поле, следить за новостями отрасли, отслеживать новейшие тенденции;
  • поддерживать обратную связь с подписчиками, вовлекать их в активности, поддерживать общение.

Для внедрения того или иного продукта SMM-менеджер должен сделать несколько важных шагов. На каждом ему предстоит принимать решения, от которых зависит успех всего предприятия.

SMM-менеджер: кто это такой и каким им стать?

На первом этапе нужно сделать правильный выбор социальной сети. В каждой собирается своя аудитория, определенного возраста, уровня достатка, обладающая теми или иными интересами. Делить бюджет между несколькими соцсетями не так выгодно, как сосредоточиться на одной, с максимально подходящей аудиторией.

Далее нужно будет приложить максимум усилий, чтобы обратить внимание пользователей на свой товар и услугу. Контент и правильно настроенная реклама — действенные инструменты, но далеко не единственные.

На следующем этапе важно не только удержать внимание привлеченной аудитории, но и побудить ее перейти непосредственно на ресурсы компании.

Одновременно SMM-менеджер может заниматься разработкой стратегии бизнеса. От нее во многом зависит, сможет ли компания заработать денег или, напротив, потеряет их. Выбрать верное направление сможет только человек с опытом, умеющий анализировать ситуацию и способны чувствовать состояние рынка.

Кроме всего прочего, SMM-менеджер должен обладать организаторскими способностями. Это необходимо, чтобы правильно выстроить работу с подрядчиками. Ему предстоит:

  • находить исполнителей на биржах фрилансеров или других интернет-площадках;
  • ставить задачи;
  • контролировать исполнение.

Важно smm-щику и разбираться в технологических вопросах. Внедрение инструментов автоматизации, которые сделаю страничку в соцсети удобнее и интереснее, тоже является его задачей.

И, наконец, чтобы быть в курсе всех нововведений и тенденций, нужно постоянно следить за новостями по своей теме. По статистике, хороший SMM-менеджер тратит на их чтение от 30 минут до часа в день.

Что не входит в круг обязанностей SMM-менеджера

Очень часто встречается мнение, что SMM-специалист обязан делать вообще все, что имеет отношение к социальным сетям. Однако это не совсем так. Существуют смежные профессии, осваивать которые такой специалист не обязан.

SMM-менеджер не должен:

  • сам писать тексты, для этого есть копирайтеры и журналисты;
  • готовить фото и видеоматериалы, этим занимаются фотографы и операторы;
  • общаться с клиентами, оставив эту возможность сотрудникам отдела продаж или техподдержки;
  • настраивать рекламу, забирая хлеб у другого интернет-специалиста — таргетолога.

При этом обладать знаниями относительно того, как выполняется любая из вышеперечисленных работ специалист по смм все же должен. Только в таком случае он будет ставить реальные цели, контролировать работу своей команды и оценивать результаты.

Какие требования предъявляются к SMM-специалистам

Итак, должностная инструкция smm менеджера довольно обширна. Чтобы соответствовать занимаемой должности, специалист должен обладать:

  • умениями и навыками в интернет-маркетинге;
  • пониманием специфики соцсетей;
  • способностью работать в команде;
  • умением выстраивать рабочие отношения с фрилансерами;
  • грамотной устной и письменной речью;
  • исполнительностью;
  • ответственностью;
  • общительностью;
  • внимательностью к незначительным деталям;
  • любознательностью;
  • инициативностью;
  • стремлением к развитию.

Стоит отметить, что работа с социальными медиа подходит только тем, кто открыт к диалогу. Люди замкнутые, склонные к одиночеству, будут чувствовать себя на этой должности не комфортно. Грамотная рекламная кампания даст лиды. Но только живое общение поможет развить страничку в соцсети и подтолкнет потенциальных клиентов к тому, чтобы перейти в разряд реальных.

Каким должен быть хороший специалист по SMM

Работа в социальных сетях достаточно специфична и требует не только определенных знаний и умений, но и правильного склада характера. Начнем с того, что человек, претендующий на эту должность, должен очень хорошо понимать, как работают соцсети, благодаря чему отдельные пользователи находят миллионы подписчиков тогда как другие остаются пассивными наблюдателями. Только тогда инструменты, разработанные для профессионалов в области соцсетей, будут работать.

Хороший SMM-щик должен быть наполовину гуманитарием, а на вторую — технарем. Ему придется оценивать, а, возможно, и писать тексты. В то же время понимать, как работает интерфейс, различные сервисы и программы. К тому же ему не помешает чувство стиля и хороший вкус.

SMM-менеджер: кто это такой и каким им стать?

Ну а учитывая, что конечная цель всей этой работы заключается в увеличении продаж, неплохо иметь представление и об этой профессии, быть чуть-чуть психологом и немного маркетологом.

Где обучают SMM-специалистов

SMM-менеджер — это такая профессия, в освоении которой никогда нельзя поставить точку. Учеба должна идти непрерывно. Только тот, кто следит за изменениями в этой сфере, постоянно учится и осваивает новые инструменты, добьется успеха.

Сегодня найти новую информацию не так сложно. Существует огромное количество курсов, сайтов, ориентированных именно на образование в области интернет-профессий.

Те, кто владеет иностранными языками, имеют огромное преимущество: они могут отслеживать европейские и американские ресурсы по этой теме. А также имеют возможность получить образование, записавшись на любой курс.

Однако теоретических знаний в этом деле мало. Важно уметь применять их на практике, научиться чувствовать аудиторию и реагировать на любые изменения рынка. Первые шаги в профессии хорошо делать при поддержке опытного специалиста. Им может стать кто-то из коучей, имеющих большой опыт и предлагающих свои услуги наставничества.

На какую зарплату может рассчитывать специалист по SMM

В США специалист по SMM в среднем зарабатывает порядка 3 тыс. 300 долларов. Минимальная оплата равна 561 доллару, максимальная — почти 13 тыс. долларов. В России такой специалист может рассчитывать на заработок около 40 тыс. рублей в месяц. Это среднестатистическая ежемесячная оплата труда специалиста в рунете. Однако некоторые компании предлагают гораздо более достойный заработок, до 150 тыс. рублей.

Преимущество профессии заключается в том, что сегодня специалист по SMM нужен практически каждой компании, как совсем маленькой, так и крупной, с большим количеством филиалов по стране и миру. Естественно, уровень заработка в той и другой будет разным.

Однако существуют минимальные ставки, ниже которых оценивать работу не стоит даже начинающим мастерам. Так, ведение странички в Facebook или Instagram стоит, как минимум, 250 долларов в месяц.

Некоторые SMM-специалисты помимо базово ставки получают процент от продаж. Это очень хороший инструмент повышения заинтересованности в результате. Заработок менеджера в соцмедиа в таком случае может вообще не иметь верхней границы.

Из чего складывается оплата труда менеджера по SMM?

Затраты работодателя на оплату труда специалиста по SMM и создание для него рабочего места должны быть возмещены. По самым грубым расчетам, прибыль от продаж клиентам, привлеченным через соцсети, в месяц должна быть не меньше, чем вышеуказанные расходы. Однако это применимо лишь к небольшим компаниям, предлагающим массовый продукт.

SMM-менеджер: кто это такой и каким им стать?

Стоит понимать, что существуют и такие товары или услуги, которые не пользуются повышенным спросом. Это, например, дорогая недвижимость, люксовые драгоценности, спортивные автомобили и т.д. Продажа одной такой единицы способна покрыть все траты на продвижение в соцсетях в течение года. Поэтому помесячная оценка в данном случае будет мало информативной.

К тому же для крупных компаний странички в социальных сетях — это не столько способ привлечения новых клиентов, сколько часть имиджевой составляющей. Таким образом, приведенная в начале раздела формула, в которой затрата на SMM равна прибыли от клиентов, пришедших из соцсетей, также не справедлива.

Что влияет на зарплату SMM-менеджера?

Зарплата специалиста в области соцсетей будет расти пропорционально его квалификации. Чем больше он будет посвящать времени развитию, обучению и практике, тем больше клиентов сможет привести компании и, соответственно, тем более стремительным будет рост заработка.

Стартовой должностью в данной сфере является помощник CMM-менеджера или администратор соцсетей. Стоит как следует освоиться на них, чтобы перейти на новую ступень.

Распространенный вариант развития заключается в организации собственного агентства. Всю работу можно выполнять самостоятельно или привлечь 2 — 3 помощников. Прибыль в тысячу долларов обеспечат 2-3 мелких клиента или один крупный.

Как найти первых клиентов

Социальные сети дают уникальный шанс продемонстрировать все свои способности еще не будучи официально трудоустроенными. Нужно всего лишь завести собственную страницу, сделать ее интересной и популярной. Тогда и предложения о работе посыпятся сами по себе.

А вот устраивать массовые рассылки потенциальным работодателям, — плохая идея. Вероятно, они сразу отнесут слишком назойливых соискателей к спамерам и не станут реагировать на его предложения. Лучше пустить силы и энергию на то, чтобы создать собственный проект в соцсети. Если он получится стоящим, то его обязательно заметят, и он сработает лучше, чем самое подробное резюме.

Во время собеседования не стоит стесняться. Лучше всего о способностях SMM-специалиста расскажут цифры: сколько посетителей удалось привлечь своей работой, сколько из них стали подписчиками, а сколько — клиентами.

Заключение

Мы постарались описать все аспекты деятельности менеджера социальных сетей, чтобы каждый мог найти ответ на вопрос: смм специалист — кто это? Теперь понятно, чем он должен заниматься, какие навыки ему необходимы, чтобы стать успешным, где их получить и на какую зарплату рассчитывать впоследствии.

Осталось только повторить, что для Social Media Marketing (SMM) все только начинается. Уже сейчас они занимают огромную часть жизни общества, однако в дальнейшем их удельный вес и влияние будут только расти.

Сейчас самый благоприятный этап, чтобы овладеть специальностью, связанной с социальными сетями. Кадровый рынок и сейчас не насыщен, а в дальнейшем его потенциал станет просто огромным. У тех профессионалов, которые стоят у истоков соцмедиа, огромные перспективы и неисчислимое количество вариантов карьерного развития. С каждым днем “стоимость” таких специалистов растет, и долго еще не достигнет своего потолка.

Крупные компании уже сейчас создают целые отделы, которые занимаются продвижением в социальных сетях. SMM-менеджер — это тот человек, который способен возглавить эту работу. В идеале, такие специалисты обладают всем необходимым для этого: знаниями в области маркетинга и продаж, литературными способностями и техническими навыками. Они обладают аналитическими способностями и способны создать стратегию продвижения.

Работа в таких подразделениях делегируется узким специалистам. За общение в социальных сетях ответственен коммьюнити-менеджер, за размещение информации постер, за написание текстов копирайтер, за рекламу таргетолог и т.д.

Те, кто хочет развивать собственный бизнес, также могут успеть занять свою нишу. Многие компании отдают продвижение в соцсетях на аутсорсинг. Конкуренция на этом рынке растет, но пока места для новых компаний еще есть.